?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тезисы послевыборной программы для мэра Новосибирска. Часть 1


На обсуждение и сотворчество первый блок тезисов "послевыборной программы" будущего мэра Новосибирска. Программа формируется как open source - ресурс, открытый для совместного написания и использования избирателями и кандидатами любых политических сил. Ее первая редакция появилась после многолетних обсуждений городских проблем в новосибирской ветке Skyscrapercity и формировалась в последний месяц там же.

Я формулирую редакцию программы для Ильи Пономарева, но она свободна для использования другими кандидатами. Будем считать, что она передана в общественное достояние.

Это не финализированная версия, надеюсь, что она серьезно изменится к началу официальной предвыборной компании. Буду благодарен любым дополнениям, критике, любому сотворчеству. Но предупреждаю, что любой флуд в комментариях будет нещадно удаляться.

Современный город
город науки, передовых технологий как в промышленности, так и в обеспечении комфортных условий для горожан

Интересный город
город с насыщенной жизнью, удовлетворяющий культурные потребности всех без исключения жителей

Дружелюбный город
город, удобный как для новосибирцев, так и для гостей – качественные пешеходные пространства, общественный транспорт, такси, система городской навигации и информации, гуманная архитектура и городской дизайн, отсутствие визуального мусора

ПОСЛЕВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА


1. ГРАДОУСТРОЙСТВО
Переход от «имитационного» управления, когда администрацией города лишь создается видимость планомерного развития города в интересах жителей, а фактическое развитие происходит на основе стихийных импульсивных решений в интересах строительного бизнеса, к реальному управлению процессами на основе долгосрочного индикативного планирования и работоспособных документов территориального планирования и планировки территорий.

Отказ от развития города в целях максимизации прибылей строительных компаний в пользу создания города с максимально комфортной средой обитания; поиск оптимального баланса интересов жителей и инвесторов при развитии территорий.

Отказ от системы согласований и переход к правовому регулированию градостроительной деятельности на основе заранее определяемых «правил игры», что приведет к повышению прозрачности процессов и повышению инвестиционной привлекательности города.
Повышение роли жителей при принятии решений о развитии их микрорайонов, поселков, городских территорий.

1.1. ПРОЗРАЧНОСТЬ
Повышение прозрачности градостроительной политики и создание открытой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности

Создание публичного городского информационного центра градостроительной деятельности («инфобокса»), содержащего:
А) информацию о стратегическом мастер-плане города, генеральном плане, проектах планировки территорий, правилах земле-пользования и застройки;

Б) актуальную, постоянно обновляющуюся информацию о реали-уемых и планируемых к реализации проектах: выданных градостроительных планах земельных участков, разрешениях на строительство, зарегистрированных проектах с целью общественного контроля за строительством;

В) информацию о планируемых администрациями города и области крупных строительных проектах с целью их общественного обсуждения;

Г) информацию об истории застройки города;

Д) площадку для проведения публичных и общественных слушаний, дискуссий, круглых столов градостроительной тематики.
Публичный интернет-ресурс с обратной связью, содержащий информацию по пп. А-Г.

Принятие решений по проектированию значимых архитектурных объектов, финансируемых из городского бюджета, только на основе проведенных публичных архитектурных конкурсов, организуемых по стандартам Международного Союза архитекторов. Стимулирование частных застройщиков к принятию решений о проектировании объектов на основе публичных архитектурных конкурсов.

1.2. УПРАВЛЕНИЕ
Изменение системы управления градостроительной деятельностью:

Вывод управления градостроительной деятельностью из ведения департамента строительства. Исключение строительных лоббистов из процедуры принятия решений по вопросам развития города является обязательным условием нормализации ситуации в новосибирском градостроительстве. При этом, безусловно, должны быть легальные публичные площадки, на которых представители строительной отрасли смогут предлагать и продвигать свои предложения.

Создание поста вице-мэра, координирующего деятельность подразделений, курирующих вопросы:
- градостроительства и архитектуры;

- транспорта и дорог;

- благоустройства;

- наружной рекламы;

- земельной политики.
Переход от коррупциогенного директивного управления (согласований) к индикативному планированию (Стратегический мастер-план, генплан) и правовому регулированию (правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты), повышение прозрачности принятия решений.

1.3. ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Разработка стратегии пространственного развития (стратегического мастер-плана) Новосибирска, как программного документа, обеспечивающего устойчивое сбалансированное развитие города.

Определение целей пространственного развития города:
- повышение привлекательности города, как места для жизни, учебы и работы;

- гуманная, сомасштабная человеку городская среда;

- повышение общественной активности городских территорий (прежде всего городского центра и локальных центров периферийных территорий);

- четкое разграничение публичных и частных пространств;

- развитие общественных пространств;

- преимущественное развитие общественного транспорта;

- комфортные пространства для пешеходов, велосипедистов

- стимулирование строительства разнообразного и качественного жилья;

- многофункциональное развитие территорий, сочетающее в себе разные виды деятельности;
Проведение международного конкурса-семинара на разработку стратегического мастер-плана города

Разработка стратегического мастер-плана города, как целевого прогноза развития города, содержащего цели, задачи, стратегии и приоритеты (последовательность) достижения целей развития.

1.4. ПЛАН РАЗВИТИЯ
Разработка генерального плана развития города, как документа территориального развития, содержащего:
- взаимоувязанные параметры развития конкретных территорий города («микрорайонов»);

- план мероприятий муниципалитета по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на ближайшие 6 лет, увязанный с возможностями бюджетного финасирования (первый шаг реализации мастер-плана);

- среднесрочную программу действий муниципалитета по строительству объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры на 12 лет, увязанную с прогнозом социально-экономического развития города (второй шаг реализации мастер-плана);

- долгосрочную программу развития города на 24 года, увязанную с прогнозом социально-экономического развития города (третий шаг реализации мастер-плана).
1.5. ПРАВИЛА ИГРЫ
Разработка документов, реализующих положения стратегического мастер-плана и генерального плана:
Местных нормативов градостроительного проектирования (МНГП), как правил, устанавливаемых в первую очередь для самого муниципалитета и применяемых при выдаче заданий на разработку проектов планировки и межевания, при выдаче градостроительных планов земельных участков; установление в МНГП обязательных и рекомендательных норм;

Правил землепользования и застройки – установление четких, однозначно понимаемых градостроительных регламентов со строги-ми предельными параметрами застройки, которые будут основаниями для принятия собственником земельного участка решения, что и как на нем строить; ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА И ОГРАНИЧЕНИЯ ВМЕСТО СОГЛАСОВАНИЙ; прекращение практики выдачи разрешений на отклонение от предельных параметров при отсутствии предусмотренных законом оснований; пересмотр градостроительных регламентов только публично и при наличии серьезных обоснований;

Проектов планировки территорий – четкое разделение публичных и частных пространств, определение параметров развития территорий в интересах жителей, зон размещения объектов муниципального, регионального, федерального значения.
При разработке проектов планировки должна быть определена роль Территориальных общественных самоуправлений, как ключевых игроков при разработке задания на проектирование и в процессе разработки. Никто не является большим экспертом по территории, чем человек, который на ней живет, и необходимо разработать систему взаимодействия проектировщиков, жителей и властей при разработке проектов планировки.

1.6. УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР
Установление четких регламентов позволит полностью отказаться от согласований, сделать процедуру получения разрешений на строительство простой и короткой. При этом в рамках подготовки проектов планировки и межевания будут разрабатываться градостроительные планы земельных участков, как своеобразные "инвестиционные паспорта", содержащие полный перечень ограничений, предъявляемых к их застройке - в т.ч. по требованиям охраны памятников, градостроительным регламентам, техническим условиям.

1.7. ИНСТИТУТ ГОРОДА
Создание института городского планирования как ключевого разработчика планировочных и управленческих документов городского развития и координирующего центра по взаимной увязке планов, принимаемых раз-личными структурами муниципалитета.

1.8. ДИРИЖЕР ГОРОДА
Роль главного архитектора города должна быть пересмотрена. Сегодня он представляется обществу определяющим развитие Новосибирска демиургом, а на самом деле это должность без каких-то внятных полномочий. Главный архитектор должен стать «дирижером города», главным консультантом всех работающих в Новосибирске архитекторов и девелоперов. Все архитектурные проекты должны проходить через процедуру обязательных консультаций с главным архитектором; он не будет иметь полномочий по согласованию или отклонению проектов, но будет вправе публично высказать о них свое мнение.
Главный архитектор должен назначаться на конкурсной основе из кандидатур, выдвинутых общественными организациями архитекторов.

1.9. НАСЛЕДИЕ
Сохранение культурного наследия Новосибирска через разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и придание особо ценным фрагментам исторической застройки статуса достопримечательных мест. Отказ от куррупциогенной практики «согласований» нового строительства в зонах охраны, принятие четких однозначно понимаемых регламентов зон охраны и достопримечательных мест.

1.10. ПУБЛИЧНОСТЬ
Превращение публичных слушаний в реальный инструмент учета мнений граждан при принятии решений.

1.11. ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ
Вынос вредных производств и логистических центров на периферию города и превращение бывших промплощадок в центры креативных индустрий.

1.12. СЛОЖНОСТЬ ГОРОДА
Многофункциональная городская среда, сочетающая жильё, магазины, учреждения обслуживания, кафе, офисы, небольшие безвредные производства с тем, чтобы городские территории не имели «мертвых часов» и «мертвых зон», где нет жизни. Создание дополнительных рабочих мест в «спальных» микрорайонах.

1.13. ПРИОРИТЕТ ЭКОЛОГИИ
Создание условий для снижения неблагоприятных экологических факторов при проведении градостроительной политики и разработке проектов планировки, правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов, в т.ч. учет возможного повышения ветрового воздействия при строительстве многоэтажных зданий, наличия радоновых вод, меры по уменьшению автомобилепользования в районах с повышенным содержанием пыли и СО в воздухе.
Полный запрет на застройку природных территорий.


Продолжение




Comments

( 16 comments — Leave a comment )
livejournal
Nov. 4th, 2013 04:49 am (UTC)
Краудсорсинг-программа для мэра 1
User ilya_ponomarev referenced to your post from Краудсорсинг-программа для мэра 1 saying: [...] Originally posted by at Краудсорсинг-программа для мэра 1 [...]
busl
Nov. 4th, 2013 06:22 am (UTC)
Принятие решений по проектированию /значимых/ ЛЮБЫХ архитектурных объектов, финансируемых из городского бюджета, только на основе проведенных публичных архитектурных конкурсов, организуемых по стандартам Международного Союза архитекторов. Стимулирование частных застройщиков И ИНВЕСТОРОВ к принятию решений о проектировании объектов на основе публичных архитектурных конкурсов.
ammosov
Nov. 4th, 2013 06:28 am (UTC)
Неочевидно, сколько это будет стоить и сколько смогут попилить фирмы мэра.
alexander_loz
Nov. 4th, 2013 05:59 pm (UTC)
В Новосибирске, Перми я вижу, что коррупция проявляется не столько в банальном попиле, сколько в принятии неэффективных решений. Бюджеты здесь небольшие (по сравнению с Москвой), но система сейчас устроена так, что принимаются наиболее дорогостоящие, а не самые эффективные решения. Например, под флагом "борьбы с пробками" дорожные строители активно лоббируют строительство дорогостоящих мостов и транспортных развязок. Под флагом "доступного жилья" лоббируются решения по массовой застройке окраинных микрорайонов, оборачивающиеся многомиллиардными обязательствами муниципалитета по строительству социальной и транспортной инфраструктуры.

Сколько это может стоить, как раз понятно. Объем годового бюджета Новосибирска - 33-35 млрд. руб. Это те рамки, в которых можно брать на себя обязательства. Задача, соответственно, тратить эти средства максимально эффективно.
ammosov
Nov. 5th, 2013 03:15 pm (UTC)
Так это ж очень эффективные решения. Чем больше бюджет, тем больше профит подрядчика, а подрядчики, сами понимаете, все Кого Надо.
alexander_loz
Nov. 6th, 2013 02:03 pm (UTC)
Чтобы не воровали, лучше ничего не делать?
ammosov
Nov. 8th, 2013 04:44 am (UTC)
Это у кого какие приоритеты.
busl
Nov. 4th, 2013 06:29 am (UTC)
по п.1.11: Вынос вредных производств и логистических центров на периферию города, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ САНАЦИЯ и превращение бывших промплощадок в центры креативных индустрий.
busl
Nov. 4th, 2013 06:32 am (UTC)
по п.1.12:
Создание дополнительных рабочих мест в «спальных» микрорайонах. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТОРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ПЕРИФЕРИЙНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ МИКРАЙОНАХ И ЖИЛЫХ ЗОНАХ.
busl
Nov. 4th, 2013 06:36 am (UTC)
к п. 1.13:
УЖЕСТОЧЕНИЕ МЕСТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОЗЕЛЕНЕННОСТИ ВСЕХ ЗАСТРАИВАЕМЫХ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ УЧАСТКОВ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ .
busl
Nov. 4th, 2013 06:40 am (UTC)
Ну и самый сложный вопрос - 1.10. ПУБЛИЧНОСТЬ. Пока, я предполагаю, никому толком не ясно, как превратить ее в реальный инструмент. Эту мысль нужно конкретизировать, вплоть до процедур.
alexander_loz
Nov. 4th, 2013 05:46 pm (UTC)
Спасибо, Андрей. Согласен.
Это все пока лишь скелет, который надо еще наращивать мясом.
По процедурам публичных слушаний есть и кой-какой пермский опыт, и некоторые мысли.
livejournal
Nov. 4th, 2013 06:56 am (UTC)
Краудсорсинг-программа для будущего мэра Новосибирск
User busl referenced to your post from Краудсорсинг-программа для будущего мэра Новосибирска, версия 1.0 saying: [...] Оригинал взят у в Краудсорсинг-программа для мэра 1 [...]
_iga
Nov. 4th, 2013 12:24 pm (UTC)
> меры по уменьшению автомобилепользования в районах с повышенным содержанием пыли и СО в воздухе.

Вообще-то от современных автомобилей проблема уже не CO в воздухе.
Скорее, окись и двуокись азота, озон (летом), и особенно углеводороды (типа бензпирена).
alexander_loz
Nov. 4th, 2013 05:43 pm (UTC)
Спасибо за уточнение.
Александр Ложкин
Nov. 5th, 2013 07:14 am (UTC)
Надеялся, что кто-то начтет продвигать создание такого документа.
Не ожидал от вас Александр, кажется вы обосновались в Перми прочно )
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com